Игра Napoleon: Total War

Napoleon: Total War
Жанр: стратегия
Издатель: Sega
Разработчики: Creative Assembly
Дата вихода: 2010-02-23
Платформа: PC
Требования:
  • Процессор: Intel Pentium, 2.6 ГГц
  • Оперативная память: 2 ГБ
  • Видеокарта: 256 Мб

Долгоиграющий военно-исторический сериал Total War уже более десятка лет является примером идеальной песочницы для диванного генерала: масштабы – всемирные, размах – эпохальный, планы – имперские. Новая инсталляция льет в подставленную тару тех же щей, да погуще; в качестве основного компонента – похождения отчаянного корсиканца-пушкаря.

В своих военно-исторических играх The Creative Assembly рассказывает нам занимательные байки в жанре What if. Что было бы, если бы ниндзя зарубили Нобунагу? Что сталось бы, не будь род Юлиев прерван атакой канцелярских принадлежностей? Ответы на эти животрепещущие вопросы столетиями беспокоят умы населения. Мы же разгадку знаем давно – благодаря линейке Total War, бессменной проводнице в мир альтернативной истории. На повестке дня новый вопрос: как обернулись бы дела Европы, отправься Наполеон в турне по России ранней весной?

Несмотря на сильное внешнее сходство с Empire: Total War, возникшее в силу наследственных причин – игры построены на одном и том же движке, события обеих происходят в эпоху господства разнокалиберного огнестрела на поле боя, – в идеологическом плане Napoleon: Total Warбольше похожа на свою прапрабабушкуRome: Total War, а точнее – на «римское» дополнение Alexander, живописавшее боевые свершения Александра Филиппыча Македонского. Как выражаются разработчики, новая игра «heavily themed» – то есть шагу ступить невозможно, не отдавив при этом ногу Наполеону Бонапарту; все прочие действующие лица здесь – артисты второго плана, нагнанные для пущей достоверности. Запускаем, например, режим обучения и тут же узнаем, что будущий возмутитель спокойствия в континентальных масштабах родился на острове Корсика. Вместе с ним мы переезжаем во Францию, совместно школярничаем (мы учимся строить артиллерийское училище, а Наполеон в свежевозведенном храме наук постигает азы баллистики), помогаем революционерам прижать к ногтю «толстого короля» Бурбона и, преуспев в этом неоднозначном деле, отправляемся туда, где жизнь кипит по-настоящему, – то есть переходим к кампаниям…

1987: Британец Тим Анселл (Tim Ansell) основывает компанию The Creative Assembly со штаб-квартирой в Сассексе. Основной род ее деятельности – портирование игр c платформ Amiga и ZX Spectrum под MS-DOS, а также выпуск спортивных симуляторов.

1999: Выходит Shogun: Total War – дебютная игра в знаменитой серии стратегий, где управление государством соседствует с битвами в реальном времени.

2005: Sega, видеоигровая мануфактура всемирного масштаба, внезапно приобретает компанию The Creative Assembly. По счастью, переориентации производства на выпуск стратегий про ежика Соника не произошло.

ЖЗЛ

…где нас ждет трехтомное жизнеописание императора французов. Первая кампания повествует о том, как начинающий полководец освободил Италию от австрийского владычества, вторая – о покорении Египта и экспорте разнообразной сувенирной продукции в Лувр. Все это, впрочем, лишь легкая разминка перед большой игрой – битвой за Европу. Потренировавшись на апеннинских кошках и не успев толком вытряхнуть африканский песок из туфель, мы принимаемся нещадно перекраивать наследие Габсбургов, ввергая весь цивилизованный мир в панику и уныние. Первой по сусалам получает не в меру раздухарившаяся соседка-Австрия, затем на помощь тевтонской родне спешит Пруссия и тоже выхватывает свое на орехи, а там уж и до матушки-России рукой подать. Матушка долго собирается с мыслями, а потом ка-а-ак вдарит… Мало не покажется никому – см. свидетельства 1812 года. Все это время прямо в ухо французам назойливо зудит осточертевшая Великобритания: «владычица морей» не в силах выставить на поле боя многочисленную армию и поэтому на суше ничего не предпринимает, промышляя грабежами на море. Все три тома бонапартовской биографии сопровождаются видеороликами, в ходе которых диктор рассказывает нам, какими же отпетыми негодяями оказались все прочие державы, отказавшись беспрекословно принять власть Наполеона над объединенной Европой.

Несмотря на то что все события новой Total War крутятся вокруг города Парижа и корсиканца-малорослика, мы запросто можем сыграть и за его злейших противников – Великобританию, Пруссию, Австрию или Россию. Цели у них не столь амбициозные, не чета устремлениям императора французов, но вполне сгодятся, чтобы пощекотать орган, ответственный за национальную гордость. Например, российский император никак не может простить шведского лихоимства, мечтает оттяпать обратно некогда утраченную Финляндию, а затем задать перца распоясавшимся османам, прибрав к рукам Молдавию и Бессарабию. Как тут не начать новую кампанию? Призовем, понимаешь, турка и шведа к ответу. Далее все государственные мужи неизбежно друг с другом ссорятся, частично мирятся, сообща мутузят крайних, а после дают дружного пинка под амбициозный корсиканский зад. При желании можно отринуть исторические реалии, основанные на династических притязаниях, и выбрать особый, «захватнический» режим прохождения кампаний Коалиции, условием победы в котором является покорение любых 60 регионов. Если вы вдруг думали узнать, как повели бы себя 5 чингисханов, внезапно для себя запертые в Европе XIX столетия, то вот оно – ваше шоу. Наслаждайтесь.

Генерал французской революционной армии, первый консул Французской республики (с 1799 г.), император французов (с 1804 г.), король Италии (с 1805 г.), протектор Рейнского союза (с 1806 г.).

Наполеон Бонапарт начал свою военную карьеру 1785 г. в чине младшего лейтенанта артиллерии; в период Великой французской революции достиг чина дивизионного генерала. В 1796 г. был назначен командующим Итальянской армией.

В ноябре 1799 г. совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. 18 мая 1804 г. провозгласил себя императором.

Победоносные наполеоновские войны способствовали превращению Франции в главную державу на континенте, однако неудачное соперничество Наполеона с Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться. Поражение Великой Армии в войне 1812 против России и в «битве народов» под Лейпцигом положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 г. войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба, откуда впоследствии бежал и вновь занял французский престол в марте 1815 г. После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся от престола и последние годы жизни провёл в плену у англичан на острове Святой Елены.

Сила мелочей

Главное отличие NTW от предыдущих серий – внимание к деталям. Рассматриваемый период предельно узок: всего-то полтора десятка лет Наполеоновских войн, по сути – мгновения на фоне вековых конфликтов, изложенных в предыдущих сериях. Тем не менее такие временные рамки позволили разработчикам совершить close-up и насытить игру большим числом интимных подробностей. В частности, на протяжении трех кампаний мы сможем наблюдать, как постепенно видоизменялась и подстраивалась под существующие условия французская армия. Например, в ходе итальянской кампании наиболее массовой пехотой были пешие революционеры – плохо обученные, но идейно «заряженные» босяки (в самом прямом смысле – им даже ботинок не выдавали), вот ими и командуем. Далее, в ходе пребывания на египетских вакациях армия Наполеона преображается: босоту сменяют регулярные войска. Помощь от метрополии, однако, не поступает – британский флот под управлением адмирала Нельсона блокирует все морские пути; поэтому, стиснув зубы, приходится приспосабливаться к новым условиям: формируем отряды из туземцев (каждый – в чалме, бороде и шароварах) и учимся ездить на верблюдах, стараясь не думать о том, как оно выглядит со стороны. Наконец, в последней кампании мы руководим знаменитой Великой армией – той самой, что в течение десяти лет несла на острие штыка мир и процветание народам Европы.

Великая Армия — название вооруженных сил Французской империи в 1805–1807 и 1812–1814 годах. Войска, вторгшиеся в Россию, состояли из французов примерно наполовину; остальные национальности поставляли страны, включенные Наполеоном в состав Французской империи, или же страны-сателлиты – всего более десятка различных народов. Великая Армия перестала существовать в результате поражения Наполеона в русской кампании 1812 года: при отступлении к границе Российской империи в декабре 1812 года дошло не более 2 000 из 610 000 солдат.

Сжатые временные рамки пошли механике управления растущей империей на пользу: теперь один ход равняется не полугоду, как это было раньше, а двум неделям. В практическом отношении такие пертурбации привели к тому, что скорость перемещения армий по карте стала более близка к реальности: если раньше на путешествие из Петербурга в Москву могли уйти годы, то теперь это дело займет лишь пару недель. С другой стороны, для строительства и ремонта особо крупных сооружений потребуется прорва времени – в частности, постройка линейного корабля «съедает» 10 ходов, то есть около полугода в пересчете на игровой календарь. С вербовкой отрядов чуть проще: тщедушных ополченцев, способных отличить приклад от дула, набираем за две недели, а вот старая гвардия будет «созревать» намного дольше. Как следствие, многократно возрастает необходимость беречь свои войска: потеря всей армии в бою приведет к тому, что родная страна в течение следующих месяцев сможет отбиваться от врага разве что проклятиями дипломатов. Вывод простой: тщательно планируем каждую военную операцию и не менее тщательно занимаемся экономикой страны – тогда шансы уцелеть в глобальной мясорубке существенно возрастут.

Эстетическая сторона вопроса заключается в том, что игра в кои-то веки ушла от двухфазного режима «зима–лето», и мы, продвигаясь вглубь вражеских территорий, наконец-то сможем лицезреть, как нежная весенняя поросль плавно сменяется насыщенной изумрудной зеленью лета, а затем постепенно переходит в пушкинскую «золотую» осень – и далее по списку, вплоть до трескучих морозов и журчащих ручьев. Визуально смена времен года реализована как на глобальной карте, так и во время сражений, благодаря чему однообразная палитра пейзажей не режет глаз даже в ходе особо затяжных игросессий.

Будни каптера

Еще одно немаловажное нововведение коснулось механизма, ответственного за вливание свежей крови в армейские ряды, потрепанные неприятелем. Система моментальной закупки новобранцев канула в Лету; в NTW пополнение солдатских рядов происходит автоматически, с помощью особого типа построек – баз снабжения. Если под боком такой базы нет, то генерал, поставленный во главе армии, самостоятельно разыщет призывников – правда, поиск будет идти намного медленнее. Основной момент: оба типа «рекрутеров» – и генералы, и базы – работают только тогда, когда отряд находится на территории родного государства; соответственно, налаживание линий снабжения на захваченных территориях пойдет на пользу поредевшему войску.

С введением системы снабжения и смены сезонов определенные участки карты стали настоящими людоедами: армия, к концу хода оказавшаяся посреди снегов, начнет терять своих бойцов – бедолаги отчаянно мрут от холода и дезертируют. В этом отношении особенно (не?)повезло России, которая на зиму превращается в огромную ледышку, пачками уничтожающую солдат-иноземцев. Некоторые регионы остаются опасными в течение всего года – например, переход через Альпы даже посреди июня может уполовинить любую армию. В Африке снега нет, поэтому роль природного убийцы выполняют пустыни. Позитивная новость тоже есть: элитные отряды и локальные войска к нападкам природы относятся с презрением и равнодушием. Это значит, что упоминавшиеся уже бедуины и верблюды в пустыне ведут себя словно на пляже, а русский солдат даже в глубоком сугробе чувствует себя уверенно и бодро.

Помимо обычного варианта Napoleon: Total War существует так называемое «Императорское издание», в состав которого вошли два эксклюзивных набора отрядов – «Гвардейские полки» и «Герои Наполеоновских войн», а также плакат в формате А3.

Битва народов

Тех, кого не привлекает соперничество с компьютерными дуболомами, ждут, распахнув объятия, сетевые режимы. Для начала можно сыграть в многопользовательский вариант любой из кампаний – место одного из искусственных противников займет живой человек, и вполне возможно, что вы впервые сможете ощутить горечь поражения. Обязательно попробуйте египетскую кампанию по Сети – пока что это единственный способ нахлобучить на себя тюрбан султана Османской империи. Кроме того, всегда можно поупражняться в тактике – для этого существуют одиночные сражения, где набор доступных фракций расширен до 11 штук, а в качестве генерала армии можно нанять Кутузова, Наполеона, Барклая или какого-нибудь другого реально существовавшего военачальника.

Мультиплеер, помимо прочего, стал костылем для искусственных противников в обычной, однопользовательской кампании: в любое сражение, где силы обеих сторон примерно равны, мы можем пригласить живого оппонента, получив таким образом вместо избиения AI-младенцев нормальный вызов своим полководческим навыкам. Есть, правда, один сомнительный момент: понятия о «равности» армий у компьютерного рефери случаются довольно странные – порой 8 табунов легкой кавалерии он выставляет против 4 отрядов линейной пехоты, что, в общем, означает автоматическую гибель всадников, напоровшихся на строй «каре».

Растянувшаяся на несколько страниц описательная часть подходит к концу, пора подвести итог. Он крайне позитивный: страхи получить банальный клон Empire: Total War не оправдались ни на йоту. Перед нами – самостоятельный проект с уникальной механикой, выполненный с огромным вниманием даже к таким мелочам, как правильная раскраска гусарского ментика. Несмотря на вынесенное в заголовок имя французского императора, прочие страны-участницы конфликта воссозданы так же тщательно, как и «титульная», – выбрав любую из них, мы своими собственными руками кроим карту нового мира, расширяя свое государство и окружая его кольцом протекторатов. Две недели, проведенные в компании с игрой, пролетели слишком быстро, а впереди еще масса неиспробованных вариантов; число страниц, отведенное на рецензию, тоже подходит к концу, но рассказ прерывать не хочется… Надо полагать, это хороший признак. Признак превосходной во всех отношениях игры.

Просмотров: 48430