Игра Borderlands

Borderlands
Жанр: Экшен Шутеры РПГ
Издатель: 2K Games
Разработчики: Gearbox Software
Дистрибьютор: Array
Официальный сайт: Прейти
Официальный сайт в России: Прейти
Дата вихода: 2009-11-23
Дата вихода в Росии: 2009-11-28
Платформа: Xbox 360 PC PS3
Серия: Borderlands
Платформа: Xbox 360/PC/PS3

«Хвала игре Borderlands, в кузнице Gearbox выкованной!» У последнего творения техасцев есть хороший шанс стать любимой электронной забавой народов всего мира, причем даже нашего, русского – на земле, обильно поросшей MMO-сорняками.

А все почему? Именно такие самородки, как Borderlands, не дают окончательно кануть в Лету славной традиции рассказывать взахлеб о своих виртуальных подвигах, совершенных накануне: какую крутую пушку нашел, как, возвращаясь с «охоты», нарвался на патрульный конвой и как с пятой попытки забил-таки огромного жука. Любители MMO, если хоть когда-нибудь делают передышки, знают об этом не понаслышке; но эта прослойка геймеров – весьма специфическая, и далеко не каждый имеет к ней отношение. Borderlands img1

В ориентированных на одиночное прохождение играх власть скрипта (или пусть будет «дизайнерской мысли») непоколебима, и опыт общения с ними зачастую у всех более-менее одинаковый, с незначительными изменениями в зависимости от личных предпочтений. Возможно поэтому игры когорты Diablo, в первую очередь благодаря системе случайно генерируемого контента (а во вторую – много чему еще), занимают в наших сердцах особое место. А тех, кто посягает на это место, мы часто люто ненавидим (есть и приятные исключения, вроде Titan Quest), против собственной воли сравнивая с полюбившимся «эталоном». У Borderlands, зверя той же породы, к счастью, достаточно наглости и оригинальности (а у ее создателей – идей), чтобы понравиться многим.

И тем не менее, поначалу она может ввести в замешательство. Стильная обложка словно предупреждает: «Эта игра снесет вам башку!» И как же отлично она это делает! Но важно отметить – отнюдь не теми средствами, о которых думаешь в первую очередь. Тут почти нет сюжета, крайне мало разговоров (в основном, монологов), примерно столько же скриптовых сцен, живая речь слышна хорошо если раз в полчаса – у Borderlands не развито то, что зарубежные журналисты называют presentation, способ, которым игра подает себя геймеру, стремится его впечатлить. Единственное ожидание, что не испаряется с обескураживающим пшиком в первые же несколько минут, – это визуальный стиль и графика. Borderlands img2

Если вдруг вы, гуляя по улице, встретите одного из сотрудников Gearbox (еще невероятнее окажется то, что вы знаете в лицо хоть одного из них) и скажете, какой у них классный получился cel-shading, он, скорее всего, обидится. «Это не просто cel-shading – это собственная уникальная разработка, плод совместных творческих усилий наших программистов и дизайнеров, – примерно так создатели описывали оригинальное визуальное решение. – Нам удалось то, чего не могли добиться другие: перенести яркие концепт-арты художников в трехмерный мир с минимальными изменениями». На практике это мало чем отличается от игр тех разработчиков, которые открыто говорят об использовании «мультяшной» технологии затемнения объектов – но какая разница, если результат выглядит хорошо в обоих случаях? Это не живописная абстрактность Okami, не нарочитая грубость XIII и не почти осязаемая «бумажность» Wind Waker – это нечто свое, причем получилось очень и очень недурно, не в последнюю очередь благодаря выбранному сеттингу послеядерного упадка.

Под постапокалипсисом в большинстве случаев подразумевается грязь, кровь и все оттенки коричневого с жирными мазками ядовито-зеленого (еще мутанты, панки и разруха, но с этим тут все предсказуемо хорошо). А в Borderlands мир хмурого будущего – яркий, с кричащими цветами и неслабой дозой комиксного фарса. Да еще с грубоватым юмором и «южным» акцентом – родные края дают о себе знать. Многое тут позаимствовано из Fallout («Убежище», торговые автоматы), из «Безумного Макса» (анархистские банды, разъезжающие на фантастическом транспорте) и даже из «Звездных Войн» (разговорчивые помощники-дроиды). Все эти штрихи нарочито очевидны, но в руках Gearbox они буквально заиграли новыми красками. И ведь посреди этого бесшабашного цирка на руинах нередки проявления откровенного насилия, даже садизма, причем в общем и целом такая игра на контрастах выгодно выделяет Borderlands на фоне конкурентов. Borderlands img3

Но вернемся же к вопросу о сносе башни. Ничуть не графика делает Borderlands столь привлекательной, а необычность жанра и многообразие «начинки». Выглядит происходящее на экране как шутер от первого лица, и играется оно, по сути, точно так же, как выглядит. Но уже по всплывающим над головами врагов циферкам урона можно заподозрить игру в теснейшей связи с ролевыми собратьями – как ерничает рекламный плакат, два жанра «слились в экстазе и заделали ребеночка». Бастарда сами же родители в Gearbox прозвали Role-Playing Shooter, и это настолько удачное имя, что «Стране Игр» пора вносить его в свою систему жанров.

И самое примечательное, что обе составляющие совершенно полноценны: шутер именно такой, каким мы привыкли его видеть в «чистокровных» представителях жанра, а ролевая система – отнюдь не пятая нога и действительно влияет на геймплей. Все зиждется на жестко заданном классовом принципе: единожды выбрав один из четырех классов, игрок не может переквалифицироваться или изучить чужие способности – к профессии геймер привязывается всерьез и надолго (всегда, впрочем, можно создать нового героя). У каждого класса имеется своя особенность – вроде «метательного» сокола у Охотника – и три уникальных ветки умений: одна отвечает за развитие профильного навыка, вторая – за защиту и третья – за умение обращаться с оружием. Таким образом, даже в рамках выбранной профессии можно сместить акценты в развитии персонажа, сделать его более живучим или более метким. Вдобавок ко всему, разрешается использовать «классовые модификаторы», дарующие подопечному специализацию: например, Солдат может стать лидером или «саппортом» – это дает сильные бонусы в бою. Borderlands img4

Выбрали шкуру – едем дальше, чем же заняться в мире Borderlands? Это прозвучит несколько странно, но дел на планете Пандора, где разворачивается все действие, одновременно и много, и почти нет. Колесить и бегать предстоит по sandbox-мирку, не запертому ни в какие узкие коридоры или сюжетные рамки, а многочисленные персонажи, живущие на руинах да в хибарах, знай себе выдают задания. Если собрать их в кучу (задания, а не персонажей) и пересчитать, то выйдет почти две сотни поручений. Это хорошая новость. Почти все сводятся к убийству цели – это... тоже хорошая новость. Вот только сами квесты не блещут разнообразием, да и с формулировкой работодатели не слишком мудрят: «сними с трупа и принеси мне» красной линией проходит через всю игру. Десятки часов мы только и делаем, что истребляем население Пандоры исключительно ради наживы.

И в ней-то, в вожделенной награде, и кроется соль всей игры. Параллели с Diablo не просто напрашиваются – они берут за пуговицу, заливаются соловьями: помимо огромных толп кровожадных врагов, Borderlands использует хитрую систему генерации оружия, врагов, содержимого контейнеров – иными словами, никогда заранее не знаешь, что выпадет из кармана подстреленного амбала. Главная ценность, конечно же, – оружие. Разработчики и журналисты называют какие-то космические цифры: от полутора тысяч до трех миллионов. Даже если принять за правду первую, количество все равно выходит очень впечатляющим. Залипать в инвентаре или магазине, по полчаса сверяя характеристики и выбирая ствол подлиннее да обойму потолще, – вот чем вы будете заниматься в свободное от стрельбы и сбыта лута время. Убивать ради того, чтобы убивать лучше. Замкнутый круг. Вообще, этот процесс, хоть и увлекателен до ужаса, с трудом поддается правильному описанию – тут уместнее руководствоваться не квазиобъективными критериями «хорошо/плохо», а личным отношением: «нравится/не нравится». Кому-то бесконечный процесс ради промежуточного результата вот уже много лет подряд покажется бессмысленным, а кто-то обязательно воскликнет: «Вот! Вот! Это как раз то, чего мне так не хватало!» В чем тут дело, в детской любви к «дьявольской» продукции Blizzard или в (не)пересечении ожиданий и предоставляемых возможностей, трудно сказать наверняка. Потому-то, как нам кажется, Интернет и разрывается полярными мнениями. Borderlands img5

Среди более тривиальных недовольств встречаются и вполне резонные. Например, совершенно очевидно, что старт Borderlands берет никудышный: нас высаживают на пустынной остановке, ведут по учебному коридору в виде свалки, выдают небольшую охапку одинаковых квестов и говорят: «Ну, чего встал, иди работай!» Первые час-полтора-два опасливо бродишь среди холмов, роешься в горстке едва работающего хлама, который на себя потом и надеваешь, и отстреливаешь постапокалиптических собакоподобных скагов. Нет ни расхваленного разнообразия пушек, ни транспорта, ни разношерстных врагов.

Но дайте игре раскачаться, и она утянет с головой: появятся и самые разнообразные стволы, и багги с ракетной установкой, и модификаторы для классовых способностей, и телепортация между районами, и много чего еще. По-настоящему Borderlands расцветает часу к шестому-восьмому, с прибытием в Нью-Хэвен – более-менее цивилизованный город на Пандоре, где еще поддерживается порядок. Единственное, что так и не раскачается никогда – и это очень расстраивает, – так это сюжет. Gearbox пытается скормить нам историю о поиске полумифического Убежища, хранящего несметные богатства и технологии пришельцев, – но разве можно заинтересоваться этим, если пересказ всей истории умещается в маленьком окошке текста и десятисекундной голограмме? Да и какое, к чертям, Убежище, когда под ногами столько лута?! Взгляните на количество желающих поохотиться за редким предметом в онлайне – ответ очевиден. Borderlands img6

Главный бриллиант в короне Borderlands, сетевой режим, удачно сочетает в себе и кооперативную игру, и соревновательность. В любой момент к вам может присоединиться от одного до трех персонажей любого класса – хоть все три Солдата. В зависимости от того, сколько товарищей бегает с вами и какой у них уровень, меняется и живучесть монстров, и ценность вываливающегося из них добра. Но в разумных пределах, конечно: в начальной зоне собаки не вырастут на несколько десятков уровней, а вот в здоровье прибавят. Опыт за выполненное задание все получают одинаковый, причем завершенные в кооперативе миссии остаются таковыми и в одиночном режиме. Никакой системы распределения лута между игроками нет, так что делить предметы приходится по устной договоренности.

Если же партия не пришла к консенсусу, все решит дуэль! Ее можно начать в любой момент в любой точке на карте (вокруг поля боя появится силовой барьер, отгораживающий от зевак), но никакого удовлетворения, кроме морального, от этого не ждите. Более цивилизованный метод предполагает использование особых арен: заводишь туда друзей и начинаешь deathmatch с призовыми. Удобно и практично. За что хочется отдельно поблагодарить разработчиков, так это за тонко соблюденный баланс при кооперативном прохождении: не обязательно иметь четырех человек в команде, чтобы справиться с особо сложными заданиями или, шире, получать «полноценное» удовольствие. И в одиночку, и вдвоем, и втроем, и, конечно, вчетвером Borderlands играется одинаково превосходно, как вполне самодостаточная игра без всяких скидок на «если бы». Если бы только свободного времени на нее было побольше...

Просмотров: 563